Форум » Земля » психология автостопа » Ответить

психология автостопа

Новый Даос: В последнее время широко распространено убеждение, что все россияне стали жадными и злыми. Бесплатно ни от кого ничего не получишь. К счастью, легко убедиться, что это не совсем так. Одно из доказательств - существование в нашей стране автостопа. Достаточно выйти на дорогу и поднять руку с просьбой подвезти. Не первая, так вторая, третья... двадцатая машина остановится. Правда, часть водителей стремится подзаработать частным извозом. Но всегда и везде можно встретить и тех, кто согласится подвезти бесплатно. Из чистого альтруизма? Классический пример альтруизма выражен в притче о сострадательном самаритянине. Суть ее такова: некий неизвестный в разорванной одежде лежал на обочине дороги, а мимо шли прохожие. Первый просто прошмыгнул мимо, сделав вид, что ничего не заметил, второй перешел на другую сторону, и только третий, сострадательный самаритянин, подошел, подсадил раненого на осла и довез до ближайшей деревни (чем не прототип современного автостопа?). Удивительно, но факт! В подавляющем большинстве современных психологических экспериментах, направленных на изучение альтруизма, был получен такой же результат: примерно каждый третий человек приходит на помощь ближнему после первой же просьбы или даже без нее (как сострадательный cамаритянин), еще столько же практически никогда и никому не помогают, не испытывая при этом угрызений совести (как первый прохожий). Остальные - только, когда понимают, что избежать этого не удастся (второй прохожий не смог спокойно пройти мимо, но, перейдя на другую сторону дороги, он сделал вид, что не заметил раненого). На эти же три типа можно разделить и всех водителей. Водители - Lальтруисты подвозят всех голосующих, которых встретят на пути. LКолеблющиеся могут остановиться или проехать мимо, в зависимости от конкретной обстановки на дороге. LЭгоисты даже не притормозят - хоть под колеса бросайся. Казалось бы, если каждый третий водитель - альтруист, а еще столько же альтруисты наполовину, то долго с вытянутой рукой на обочине дороги стоять не придется. Однако, на практике процесс голосования иногда растягивается на часы. Это связано с тем, что на готовность подвезти попутчика влияют не только личностные черты водителей. Не меньшее значение имеют внешний вид автостопщика и выбор им позиции для голосования. Мало кто хочет брать к себе в кабину грязного вонючего субъекта или останавливаться в неудобном месте. При голосовании на дороге также можно наблюдать действие эффекта Lдиффузии ответственности, состоящего в том, что, чем больше потенциальных помощников, тем дольше приходится ждать помощи. Из-за этого на оживленной трассе можно проторчать значительно дольше, чем на пустынной сельской дороге: каждый водитель думает про себя: LА почему именно я должен останавливаться? Вон сколько машин! Кто-нибудь другой подвезет.Остановится ли водитель, чтобы подобрать попутчика, зависит также от погоды. В ясную солнечную погоду, когда настроение обычно лучше, чем в пасмурную, подвозят значительно охотнее. Другой важный фактор - спешка. Замечено, что чем меньше у человека времени, тем менее он склонен уделять внимание чужим проблемам. Поэтому спешащие по своим делам водители чаще всего проскакивают мимо голосующих, даже не замечая их. Как и при любом альтруистическом поведении в автостопе немаловажную роль имеет способность к эмпатии, пониманию другого человека. Поэтому нет ничего удивительного в том, что очень часто попутчиков подвозят те, кто сам раньше путешествовал автостопом. Так образуется непрерывная цепочка, связывающая поколения автостопщиков. Сейчас перемещаться на попутках можно легче и быстрее, чем в легендарные шестидесятые годы, в период массового распространения автостопа по всему миру. Тогда голосующих на дорогах было значительно больше. Многие из них остепенились, приобрели собственные машины и с охотой помогают своим нынешним последователям. Конечно, попутчиков подвозят не только из чистого альтруизма. Иногда сразу же ясно, что водитель хочет получить что-то и для себя, причем не обязательно деньги. Возможны сексуальные или гомосексуальные мотивы, а также стремление найти себе приятного собеседника, чтобы скрасить однообразие и скуку дальнего пути. Останавливается не каждый. Но практически все чувствуют на себе давление социальных норм, предписывающих оказывать помощь ближнему. Именно этим можно объяснить тот факт, что редкие водители могут проехать мимо автостопщика с такой же невозмутимостью, как мимо телеграфного столба. Однажды мне пришлось голосовать перед турникетом, через который на трассу въезжали машины, идущие как в попутном, так и в противоположном направлении (потоки разделялись только на автостраде, где стоять запрещено). Машины проезжали очень медленно, и у меня была возможность хорошенько разглядеть, как реагируют на автостопщика автомобилисты. Простояв довольно долго, я заметил в их поведении определенную закономерность. Сначала водитель бросал взгляд в мою сторону и быстро читал надпись на табличке. Дальнейшее зависело от того, по пути мне с ним или нет. Практически все, кто ехал в противоположном направлении, выражали жестами бурное сожаление, что нам не по пути. Если же водитель отводил глаза и начинал активно рыться у себя в Lбардачке или с интересом разглядывать окрестности (где, кстати, ничего примечательного не наблюдалось), то - увы! - это был явный признак того, что нам по пути. Часто можно услышать, что некоторые водители, готовые в принципе помочь, боятся, что автостопщик окажется бандитом. Действительно, в газетах любят печатать заметки о нападениях на водителей. Но у меня создалось впечатление, что такие сообщения читают только Lэгоисты или Lколеблющиеся. LАльтруисты не только не обращают внимания на газетные заметки, но и столкнувшись на своем собственном опыте с нападением со стороны попутчиков, по прежнему продолжают останавливаться, хотя и с некоторой настороженностью. Один словенский водитель, подвозивший меня возле Триеста, признался: LОднажды я подобрал двух девушек, одна из них неожиданно достала нож и заставила меня отдать все деньги. С тех пор, когда вижу голосующих, я два раза посмотрю и три раза подумаю, прежде чем приторможу. В последнее время в некоторых регионах страны месяцами не выплачивается зарплата. Водители просто вынуждены зарабатывать на бензин частным извозом; местное население в сельских районах, где почти полностью развалилось автобусное сообщение - пользоваться их услугами. Влияет ли такая ситуация на возможность путешествовать автостопом бесплатно? Конечно! Но нельзя сказать, что автостоп стал невозможен. Часто водители, особенно пенсионеры и владельцы стареньких LЗапорожцев и LМосквичей извиняются, что не могут подбросить бесплатно. Но чаще ссылки на безденежье используют как психологическую защиту водители-эгоисты. Водителей-альтруистов, даже остановившихся с целью подзаработать, легко уговорить подвезти бесплатно. Помню недавно недалеко от Москвы остановилась возле меня машина с двумя офицерами на переднем сиденье. Водитель, узнав, что я еду автостопом, посмотрел на своего друга и сказал: LВась, и им зарплату не платят! - потом махнул рукой - садись, поехали. В заключение стоит посмотреть на автостоп с другой стороны. Автостопщик, голосующий проезжающим машинам, оказывается на дороге в положении человека, просящего помощь. На первый взгляд в этом нет ничего сложного. Так в Евангелие сказано: LПросите, и дано будет. Однако, оказывается, что просить значительно труднее, чем требовать. Достаточно вспомнить классический эксперимент, проведенный американским психологом Аргаилом. Он дал своим студентам простое задание: подойти в метро к одному из сидящих на скамейке пассажиров и попросить уступить место. Большая часть студентов сразу отказалась. Те же, кто попробовал, тоже долго не выдержали. И дело не в том, что им никто не уступал место. Совсем наоборот - ни одного отказа не было! И это несмотря на то, что среди студентов не было ни беременных женщин, ни инвалидов. Психологи пришли к выводу, что просить о помощи трудно по двум причинам: можешь ничего не получить - сразу испытаешь чувство унижения от того, что тобой пренебрегают; или, что оказывается еще тяжелее, получишь, что просил - тогда твой Lблагодетель приобретает некоторую власть, а ты становишься на ступеньку ниже в социальной иерархии - опять неприятно. В любом случае просящий испытывает унижение и удар по самооценке, что очень болезненно. Автостопщики пытаются как-то избежать сильного дискомфорта, связанного с положением просителя. Они стремятся как-нибудь отблагодарить водителя: заплатить за проезд хотя бы немного денег, угостить кока-колой, сигаретами или конфетами, предложить повести машину, занять приятной беседой, горячо поблагодарить. Девушки считают, что оплачивают дорогу самим своим присутствием. И все же этих способов компенсации оказывается недостаточно, и автостопщики остаются с огромным зарядом нескомпенсированного альтруизма. Лучший способ избавиться от него - помогать окружающим всеми доступными способами. Так автостоп не только является проявлением альтруистического поведения, но и способствует его развитию и распространению.

Ответов - 0



полная версия страницы